Музей-памятник Спас на крови (Храм Воскресения Христова)
Музей-памятник №Спас-на-Крови», филиал Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», известен еще как Храм Воскресения Христова.
Здание собора было воздвигнуто в 1883-1907 году на месте, где 1 марта 1881 года, бомбой народовольца Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II. Собор был построен по проекту архитекторов И.В. Малышева и А.А. Парланда. Храм возведен как общенародный музей-памятник Александру II. Назначение памятника определило не только его архитектурно-художественное решение, уникальность коллекций мозаик, камня, ювелирных эмалей и т.д., но и его подчиненность - Министерству Внутренних дел.
С 1918 года здание использовалось только как культовый объект. Службы в соборе шли до 1931 года, потом он был закрыт. Чудом следует считать, что собор сохранился до наших дней. В 1930-40-х годах считали, что он не представляет исторической или художественной ценности и должен быть взорван. К счастью, этого не случилось. С 1930 по 1970 гг. храм использовался в качестве склада, что нанесло значительный ущерб художественно-декоративному убранству. В 1970 г. Храм Спас на крови становится филиалом музея Исаакиевский собор. В 1997 году после завершения основных реставрационных работ, храм, восстановив статус музея-памятника, открыл двери для посетителей.
Здание построено с использованием национальных традиций, с применением богатого декора. Собор украшен мозаичными панно, общая площадь которого составляет 7 тысяч квадратных метров.
Музей-памятник Спас на крови является образцом позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля первой половины XVII вв. Его высота - 81 метр. В середине западной стороны храма находится место смертельного ранения Александра II. Была сохранена часть мостовой из крупных булыжников со следами взрыва бомбы и крови, и часть решетки Екатерининского канала, к которой прислонился смертельно раненый царь. Над этим местом возвышается сень из полудрагоценных камней, выполненная в стиле царских мест XVII столетия. В нишах цоколя установлены двадцать гранитных досок. Высеченные на них надписи повествуют о важнейших событиях царствования и реформах Александра II. В ризнице храма открыта экспозиция «Император Александр II 1818-1881».
В отделке интерьеров храма использованы разноцветные итальянские мраморы и русские самоцветы. Внутри собора четыре пилона, в нижней части облицованных киевским лабрадором. В убранстве храма широко использованы также яшма, орлец, горный хрусталь, топаз и другие русские самоцветы.
Наиболее ценные (уникальные) коллекции: уникальная коллекция мозаик - 7000 кв.м., а также коллекция уральских и алтайских самоцветов.